Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих

Наставничество в сфере дополнительного образования детей


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Наставничество в сфере дополнительного образования детей».docx


Дополнительная общеразвивающая программа «Наставничество в сфере дополнительного образования детей» (далее Программа) Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) разработана на основе Конвенции о правах ребенка, в соответствии требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ , Национального проекта «Образование»(утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам( протокол от 24 декабря 2018 г. №16)- «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»), Концепции развития дополнительного образования, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р) и плана мероприятий ее реализации на 2015-2020 гг., Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам», Постановления Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций., Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2020 № Р-145 об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам. Программа «Наставничество в сфере дополнительного образования детей» является подпрограммой развития Учреждения на 2020-2025 гг.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – парадигмы знаний и компетентностей. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов основного и дополнительного образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.

В данной программе описана практика наставничества в МБОУ СОШ №22. Наставничество- метод передачи опыта, способ непотребованного и опосредованного личного влияния одного человека на другого человека.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время от профессионализма педагогических кадров зависит формирование личных компетенций у учеников, направленных на совершенствование, саморазвитие. Программа предполагает обучение персонала непосредственно на рабочем месте, опытный сотрудник передает свои навыки молодому специалисту, ученику, родителю.

Цель: описать практику наставничества в треках «педагог-педагог», «педагог- обучающийся», «обучающийся-обучающийся».

Задачи:

определить систему, методику и содержание работы с молодым специалистом, обучающимся исходя из условий организации образовательного процесса.

Обучающие: повысить уровень знаний как у педагогов, так и обучающихся;

Развивающие: развить интерес к образовательному процессу;

Воспитательные: воспитать у педагогов и обучающихся чувство единства и сплоченности, умение работать в команде.

Предмет: практика наставничества в учреждении (направленность художественная, социально-педагогическая).

Объект: наставничество, как метод формирования и совершенствования профессиональных компетенций педагога.

Возраст: разновозрастная (от обучающихся 7-18) до педагогов с большим стажем работы (19-60).

Срок реализации: 5 лет.

Формы наставничества: «педагог-педагог», «педагог - обучающийся», «обучающийся- обучающийся».

Формы организации деятельности: в парах, небольшими группами.

Эффективность практики наставничества в МБОУ СОШ №22 заключается в том, что перечень методических мероприятий образует систему, продуктом ее деятельности является профессиональный рост педагога и всего образовательного процесса.

Планируемые результаты:

- подготовка высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении;

-количественный и качественный рост образовательных проектов;

-увеличение числа обучающихся, планируемых стать наставниками;

-повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся в вопросах образования.

Наставничество - это добровольный вид деятельности профессионально компетентных сотрудников и обучающихся.

Наставничество, как практика в образовательном учреждении это- добровольная практика (многие рабочие ситуации находят правильные решения), способ решить сложные проблемы отдельных категорий людей (педагогов, обучающихся), движение добиться большего влияния на свой профессионализм и свою жизнь. В МБОУ СОШ №22 реализуется многоуровневое наставничество:

«МАСТЕРА и МЕНТОРЫ»

(администрация и методисты)

¯

«Компетентностные методисты»

(кураторы по направлениям, сотрудники с многолетним опытом)

¯

«Интериалы» (педагоги, стаж которых более 5 лет)

¯

«Ньюфаги» (молодые специалисты, прибывшие после ВУЗа)

¯

«Дети  - коучи» (старшие дети, выпускники детских объединений)

¯

«Новиаты» (младшие дети)

 

К наставникам различных уровней предъявляется высокие требования: гибкость мышления, коммуникативные способности, толерантность, эмпатия, рефлексия, эмоциональная устойчивость. Практика наставничества реализуется по пяти основным трекам «кворкинга» (сотрудничества): «педагог-педагог» – «обучающийся-обучающийся» - «обучающийся- педагог».

В МБОУ СОШ №22 наставничество рассматривается как комплекс методологической помощи и поддержки педагогам, детям, родителям для создания стабильной среды для получения успешного образовательного процесса.