Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих

«Летит стрелой «Ростов-Лихая»!
Пьянит привычный перестук,
И нет милей родного края –
Творенья сильных, добрых рук!»
В. Матющенко.

История создания поселка

История создания поселка Горный началась весной 1912 года с появления здесь Николая Парамонова. Он  строил   крупные шахты в данном регионе. Вокруг шахт образовались горы  антрацита, так как не успевали вывозить уголь.  Парамонову нужно было построить   железнодорожную ветку до главной железной дороги.

Весной 1912 года на разъезде 728 км  с западной стороны начали сооружать подсобные помещения, строить бараки для рабочих, контору старшего дорожного мастера Аракчеева. Железная дорога начиналась от города Козлова (в 1932 году в честь учёного-селекционера Ивана Владимировича Мичурина (при его жизни), город Козлов был переименован в Мичуринск) и называлась Козлово-Воронежско-Ростовская.

В это время капиталист Парамонов начал строительство железнодорожной ветки на Несветай к богатейшим угольным шахтам. Строители этой дороги жили в сырых, темных и тесных землянках, разбросанных по пути строительства дороги. Для служащих было построено два дома. Дома эти сохранились. Ныне в этих домах находится детский сад № 43, в другом – жилой дом.

Особую активность при строительстве железной дороги проявил Михаил Васильевич Леонтьев, которого современники прозвали «нянькой» парамоновских миллионов. Хваткий, смекалистый, умеющий предвидеть рыночную конъюнктуру, он научил старшего сына Петра Парамонова торгово-промышленному делу, а из младшего Николая сделал первоклассного углепромышленника. О том, что Парамоновы высоко ценили Леонтьева, свидетельствует такой факт. Несмотря на то, что М.В. Леонтьев имел всего два пая, он был избран директором. Новым свидетельством заслуг директора – распорядителя стало то, что новой железной дороге (и станции) было присвоено имя Михаила Васильевича Леонтьева. (Станция Михайло – Леонтьевская).

Железнодорожная ветка планировалась протяженностью 30 км. Местом погрузки угля являлась станция Михайло-Леонтьевская. Промежуточными станциями должны были быть: разъезд 18 км (ныне ст. Юбилейная) для набора воды, разъезд 29 км – для чистки топок.

Строительство дороги велось очень медленно: на строительстве преобладал ручной труд, никаких машин не было. Когда было насыпано лишь 3 километра железнодорожного полотна, и   началась укладка шпал на этом участке, грянула Первая Мировая война.

После окончания гражданской войны началось восстановление народного хозяйства. Стране требовалось топливо. Надо было наладить работу транспорта. Уже в 1921 году железная дорога была полностью восстановлена, поселок стал разрастаться, увеличилось число жителей. Разъезд 728км был переименован в станцию Горная. Своё название она получила из-за географического положения (расположена на одном из возвышенных мест Донецкого кряжа). Со слов старожил поселка, нужно было приложить не мало сил, чтобы паровоз поднялся на гору. На станции стало 7 железнодорожных путей. Стали делать остановки пассажирские поезда. На станции стали формироваться угольные составы. Кроме угля отправляется по железной дороге и порох из порохового завода. Завод этот построен в 1898 году для изготовления  преимущественно артиллерийского пороха. Завод грузил в месяц на станции 8-10 вагонов. Погрузка происходила около нынешнего здания ПТО. Сюда проложена узкоколейка с порохового завода. Узкоколейка шла вдоль леса с Горной строго на восток. В связи с увеличением объема работ начался приток рабочих, которые остались здесь на постоянное  жительство. Первые  старожилы  строили  дома в 2-х местах: с восточной и западной стороны железнодорожного полотна. В 1920году 10 семей переселились в поселок Горный, им предоставили наделы земли с западной стороны в районе улицы Советская. Одним из первых жителей ул. Советской был Бережной Михаил Иванович со своими сестрами Поповой Анной Ивановной и Черевковой Александрой Ивановной. Также одной из первых жителей ул. Советской была Борзина Ефросинья Николаевна, которая приехала из Подмосковья. Она жила в доме построенным Парамоновым. А с восточной стороны в районе улицы Привокзальная старожилы Стебелев и Поляков И.Д.

Первую школу в поселке открыли в 1922 году. Для школы было выделено 2 комнаты в жилом доме – бараке, в котором жили рабочие с рудников капиталиста Парамонова. Первой учительницей была Полякова Анна Алексеевна.

Особенно быстро начал расти поселок  в годы первой пятилетки (1928-1932г.) В 1928 году в поселке насчитывалось 17 домов и 79 жителей. Началось строительство новых шахт. В эти годы была заложена крупнейшая шахта «Нежданная», которая в 1934 году дала первый антрацит. Уже в 1936 году грузили 100 вагонов угля в сутки. Первого  декабря 1936 года со станции Горная был отправлен в Москву эшелон угля, добытого сверх плана шахтёрами шахты «Нежданная» в честь VIII Чрезвычайного Съезда Советов. Состав сопровождали комсомольцы. Руководитель комсомольско-молодежной смены Леонид Кособян на съезде за отличное руководство был награжден орденом Трудового Красного знамени.

В  годы  коллективизации началось строительство колхозов в х. Табунщиково, Пролетарка. В целях помощи колхозам стали создаваться в нашей стране МТС и  в поселке Горный в 1930 году была построена МТС. Потом она была реорганизована в Красносулинскую РТС (1958г.). А затем в Горненское отделение сельхозтехники.

Поселок к 1935 году уже насчитывал 59 домов и населения 290 человек. В 1937 году началось строительство улицы Пятилетки. Самые первые жители ул. Пятилетки - Кононов Алексей и Кононова Ефросинья Ивановна, которые приехали из Тарасовского района  Ростовской области.

В годы 2-й пятилетки (1933-1937) станция расширилась, стало 11 путей, построен вокзал.  На станции был организован (1937) ссыпной пункт по отправке по железной  дороге хлеба, подсолнечника.

Население поселка значительно выросло к  1939 году и составляло 650 человек. В эти годы была построена железнодорожная ветка Горная-Аюта. На станции была открыта почта, построен дом железнодорожников (ныне дом МПС №5).  До войны открылась в поселке хлебопекарня. Хлеб славился своими вкусовыми качествами. За ним приезжали со всей округи. Продавали его по железнодорожной ветке до Усть-Донецка. Закрыли хлебопекарню в связи с постройкой хлебозавода в пос. Каменоломни в1972 году.

Поселок в годы Великой Отечественной войны.

Много бед и страданий принесла нашему поселку Великая Отечественная война. Полностью разрушили вокзал, хлебные склады, клуб, баню, квартиры рабочих и служащих. Молодежь увозили в Германию. Гестаповцы и полицейские расстреливали коммунистов и комсомольцев, грабили граждан. А школу немцы превратили в конюшню.

Ужасное было время. Немецко-фашистские войска спешили овладеть воротами Кавказа – захватить Ростов, перехватить железнодорожную магистраль, связывающую центр страны с югом. Ростовская область  и Северо-Кавказская железная дорога оказалась районами самых ожесточенных и кровопролитных боевых действий Отечественной войны.

Для усиления обороны на левый фланг Южного фронта из Донбасса прибыл бронепоезд  №2 «За Родину» с десантной ротой, состоящей из добровольцев,  коммунистов  и комсомольцев.

Поселок Горный почти 2 года  были в  прифронтовой полосе и около семи месяцев в фашистской оккупации. За это время   гитлеровцы   уничтожили свыше 400-сот мирных жителей, 1500 человек угнали в Германию. В посёлке действовало гестапо. Фашисты издевались над жителями, расстреливали за малейшую провинность.

Из  воспоминаний Лопатиной Валентины Андреевны: « Много было печали  нам во время оккупации. Особенно хочется отметить день освобождения Горной, 14 февраля. Было морозное утро, шел снег. Было холодно. Вдруг утром слышим, по дороге идут лошади, а людских голосов не слышно. Было неизвестно, чьи солдаты шли: наши или немецкие. И вдруг: «Ну, милая пошла, пошла!», - и сразу крики из дворов, все люди бегут раздетые, обнимают солдат, плачут. Это всё было очень трогательно! Наши солдаты отстояли святую землю, прогнав немцев навсегда!»

Очень страшно было в то время, когда немцы разоряли дома, убивали жителей поселка за малейшую провинность, издевались над людьми, несмотря на пол и возраст. Мы должны всегда помнить о том, как наши деды освободили поселок Горный, как, не щадя себя, они шли воевать, зная, что в любую секунду и они могут лежать мертвые  на сырой земле. Но они вставали и шли, шли ради того, чтобы мы, их внуки, жили в красивом посёлке и рассказывали своим детям об их великих подвигах.

Много наших земляков ушли на фронт и не вернулись. Возле  здания администрации посёлка находится братская могила воинам погибших в боях при освобождении поселка от немецко-фашистских захватчиков в феврале 1943 года. В большой братской могиле находятся останки многих воинов, но только две  фамилии известны: Федоренко Петр Иванович(1914-1942 гг)  и Яйленко Георгий Константинович (1913- 1942гг). Имена остальных не удалось установить. Рядом с братской могилой ещё одна могила, на которой гранитная плита с надписью «Неизвестному герою». Там похоронены останки летчика, который погиб в небе над поселком. Имя его неизвестно.

В 1972 году на братской могиле был воздвигнут памятник. Он изображает воина Советской Армии с поникшей головой. С четырёхметровой высоты взирает он на мирную жизнь нынешнего поколения.  А в 2007 году  здесь же установлена мемориальная доска, на которой надпись: «Воинам, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, от жителей п. Горный» на памятнике – 34 фамилии, а внизу ещё одна надпись: «Воинам, погибшим при исполнении воинского долга».

В 1968 году по улице Советской был открыт мемориал комсомольцам-учащимся школы №22, погибшим в Великой Отечественной войне. В мае 2009 года на митинге было прочитано послание 1968 года. Ответом  на него стал наказ потомкам 2045 года от Администрации поселка Горный  учащихся средней школы №22. Капсула с посланиями была заложена в мемориал.

Сегодня мы возлагаем цветы на их могилы, в знак того, что мы помним их и благодарим за свободу, которую войны завоевали для нас, не жалея себя. Огромной ценой нам достался этот замечательный поселок.

Хочется сказать огромное спасибо всем нашим прадедушкам и прабабушкам, которые отстояли честь нашего поселка Горный.  Мы всегда будем помнить о Вас, о ваших героических поступках. Огромное Вам, спасибо, за чистое небо над головой!

Развитие поселка в послевоенные годы.

После освобождения началось восстановление поселка и станции. За 2 месяца железная дорога была полностью восстановлена. Начали работать угольные шахты. С победой над гитлеровцами в 1945 г. наш поселок стал расти. Появилась новая улица Победа на западной окраине поселка (1945). Первым жителем улицы  был Ковельев Александр,  который остался жить в поселке после войны. Постепенно съезжались люди и строились рядом друг с другом.

Был восстановлен железнодорожный клуб в 1949г., построено новое здание вокзала (1952г.) Для железнодорожников построено  9 домов, детский сад, пекарня, водокачка, углепогрузочная стенка. В 1958 году в поселке  начала работать баня.

До 1955 года наш поселок входил в состав Красногвардейского района с Административным центром в поселке Старая Соколовка, после относился к Табунщиковскому сельскому совету. В 1960 году в поселке организован поселковый Совет. Первым председателем Поссовета был - Кучеренко Иван Алексеевич.

В 1959 году был проложен новый водопровод от поселка Лесхоз – Горная. В том же году были сданы в эксплуатацию двухэтажные дома по переулку Школьный, позже были построены двухэтажные дома по улице Советской, Соцтруда, Привокзальной. Силами СХТ и жителями поселка были созданы два водоема (1-й и 2-й пруды).

Развитие промышленности и сельского хозяйства в Ростовской области в годы шестой пятилетки (1956-1960г.) стоял остро вопрос о расширении транспортных путей. Планом было предусмотрено дальнейшее использование водного транспорта. В пятилетнем плане было запланировано построить на реке Северный Донец у деревни Кресты порт – Усть-Донецкий. Главная задача порта вывозить уголь с шахт и продукты сельского хозяйства Ростовской области, а ввозить через порт лес, машины, оборудование.

Строительство порта развернулось в 1956 году. Строящейся Усть-Донецкий порт не имел связи с угольными шахтами ни водным, ни железнодорожным путем. Для связи порта с угольными шахтами было намечено строительство железнодорожной линии от станции Горная до  Усть-Донецкого порта. Строительство железной дороги началось в 1958 году. Железнодорожная ветка строилась одновременно со строительством Усть-Донецкого порта.

7 ноября 1962 года началось регулярное движение между станциями Горная - Лесостепь и Усть-Донецкий порт. На ветке преимущественно перевозили грузы хозяйственного значения и ходили лишь товарные поезда, перевозившие уголь, зерно, машины. А в 1967 году началось и пассажирское движение поездов по маршруту Усть-Донецкая - Каменоломни.

В 1969 году в поселке была открыта поселковая библиотека, а в 1971 году было закончено строительство двухэтажного здания Администрации.

С 2006 году наш поселок стал называться Горненским городским поселением, в него входят: рабочий поселок Горный и станция Лесостепь. В настоящее время в поселке  проживает  2900 человек.

В 2007 году 7 октября был заложен первый камень в честь основания храма в честь святой равноапостольной княгини Ольги. Строительство храма в поселке необходимо, только  по нашим временам дело  непростое.  Находятся  добрые люди, жертвующие на строительство храма: такие, как депутат Красносулинского районного собрания депутатов А.Н. Цубенко, директор Красносулинского ДРСУ Г.Н. Оханько, предприниматели поселка.

В поселке большое количество молодежи. Дети поселка учатся в средней школе № 22. Со всей области съезжаются дети в коррекционный детский дом. На  территории поселения имеется  детский сад «Солнышко» . Всего садик посещает около 60 человек.

Наш поселок всегда славился своими спортивными успехами и достижениями. Наши команды неоднократно становились призерами и чемпионами районных и областных соревнований по футболу, волейболу, шашкам, шахматам, легкой атлетики. В 2009 году впервые в истории земли сулинской престижный Кубок донского губернатора выиграли в финале областного турнира по футболу среди сельских команд «Колосок» команда поселка Горный. Футбольная  команда заняла Первое место среди 43 команд со всех регионов донского края. Юные футболисты завоевали уникальный Кубок, сделанный в Германии. Тренирует команду мастер спорта Николай Чижик.

Главная  ценность нашего  посёлка – это Горненский  лес.

История степного лесоразведения в Красносулинском районе берет отчет с 1876 года. С принятием закона о лесоразведении на землях Войска Донского в этот год вблизи  Воронежской - Ростовской железной дороги на площади около 2175 га было организовано Донское лесничество (возле ст. Горная, Ростовской области), на базе которого и был организован  Донской лесхоз. Освоение выделенных земель началось под руководством известного лесовода  Федора Филипповича Тихонова.

Перед Тихоновым встала задача неимоверной трудности: нужно было доказать возможность разведения лесов в условиях высокой, безводной и открытой степи, подбора наиболее пригодных для этого древесных и кустарниковых пород, их акклиматизации, выработать надёжные, простые и недорогие способы степного лесоразведения с целью улучшения  степного климата.

Главными  породами Ф. Ф. Тихонов считал дуб, ясень обыкновенный, клен остролистный.  Эти породы в каждом ряду чередовались через два сеянца ильмовых, которые брались в качестве подгоночных пород.

Большую работу по созданию насаждений проводили также известные лесоводы: Семен Яковлевич Семизоров и Илья Петрович Антонов. Наряду с выращиванием смешанных культур И.П. Антоновым  была предпринята попытка создать в условиях степи чистые насаждения дуба. Работы под его руководством стали осуществляться с 1907. Эта дубрава получила название Антоновской дубравы, в честь третьего лесничего Ильи Петровича Антонова.  К 100 летнему возрасту дубы  имеют такие средние данные: высота – 20,9 метров, диаметр – 20,7 см.

В восточном направлении от дубравы располагается  Большая  Балка Журавка. Поднимаясь вверх по склону балки,  попадаем в 79 квартал -  это царство травянистой растительности донской степи. Здесь произрастают разнообразные лекарственные растения: валерьяна лекарственная, пустырник, зверобой, чабрец, тысячелистник, пастушья сумка, полынь горькая, душица, крапива двудомная, лопух, земляника лесная, чистотел, одуванчик.

Также разнообразна фауна  заказника. Здесь обитают европейский олень, лось, косуля, кабан, сурок, заяц. Заходят иногда лисы и степной хорь. На территории лесного хозяйства зарегистрировано 83 вида птиц, из них 63 гнездящихся, среди которых и такие хищники, как черный коршун и ястреб.        В 1974 году решением Ростовского облисполкома был создан государственный Горненский заказник, в состав которого вошла территория Донского учебно-опытного лесного хозяйства, занимающий территорию  площадью 7400 га.

Спустя 135 лет вырос и окреп, стал настоящим могучим лесом, это говорит о том, что те великие труды ученых, лесников и других тружеников не прошли даром.

В настоящее время лес испытывает большую нагрузку посетителей. Но их отдых не проходит бесследно для природы. Из-за костров, которые разводят в балке Журавке, погибло множество растений. В этих условиях особенно возрастает наша ответственность перед грядущими поколениями. Нужно уважать законы природы и окружающие нас объекты природы и сделать всё, чтобы это прекрасное могли увидеть и наши потомки.

Поселок в ХХI веке.

Наш поселок со временем становиться все краше и время ему нипочем.

В мае 2011 года в Ростове - на - Дону в Палате муниципальных глав Ростовской области  состоялась итоговая коллегия по выбору и привлечению дополнительных инвесторов и создания нормального инвестиционного климата на территории поселений. В проекте участвовало 408 поселений. Основными условиями для вхождения в инвестиционную программу являлись: развитие инфраструктуры на территории поселения, благоустройство территории, географическое положение, креативность глав. Были выбраны всего 3 сельских поселений и одно городское. Этим городским оказалось Горненское поселение благодаря  Главе  Горненского городского поселения Колесникову Николаю Александровичу.

Как не любить нам эту землю! Родина, какая ты огромная и какая ты самая маленькая и родная!

Барак, в котором жили рабочие с рудников Парамонова. Построен  в 1912 году.

Подготовила ученица 10 класса Феденко Наталья (Исследовательская работа "Родному поселку - 100 лет")